Графики строительства 3-й линии метро
на большинстве объектов соблюдаются:

УП «Минскметрострой» проводит масштабные подготовительные работы на второй очереди третьей линии метрополитена. Корреспондент агентства «Минск-Новости» принял участие в очередном плановом объезде строящихся объектов подземки.
Объезд пришелся на один из самых морозных дней текущей зимы. Но, несмотря на неблагоприятные погодные условия, повсеместно велась активная работа, как снаружи, так и внутри.
А начался объезд с планерки в большом бытовом модуле электродепо «Слуцкое» с участием руководителей всех подразделений «Минскметростроя». Проводил ее исполняющий обязанности гендиректора предприятия Аркадий Арутюнян. Сам объект расположен на участке территории автотранспортного экспедиционного предприятия № 5 в переулке Асаналиева и предназначен для обслуживания электропоездов третьей линии. Возведение депо начнется в текущем году, на его территории уже ведутся работы по перекладке инженерных сетей. Здесь также складированы переработанный во вторичное сырье строительный материал после сноса зданий, гравий и бетонные панели. Сооружена пока только массивная подпорная стена под разные ярусы грунта.
Значительный отрезок пешеходной связи близлежащей улицы Кижеватова с обеих сторон уже перекрыт ограждениями метростроителей. Первая остановка метростроевского автобуса «ПАЗ» — у Минского государственного колледжа искусств, рядом с ним уже функционировал мощный колесный кран, перемещавший большие контейнеры. Следующая остановка — в сотне метров, также на перекладке сетей. Недалеко от будущей станции «Ковальская Слобода» находится монтажно-щитовая камера.
 Участки тоннелей тут возводятся открытым способом, — отмечает главный механик «Минскметростроя» Максим Тарашкевич. — 17 января запланирована врезка в грунт немеханизированного проходческого комплекса, он должен пройти около 400 метров в направлении станции «Аэродромная». Внизу, на глубине 12 метров, строители занимаются подключением гидро- и электросистем щита, опрессовкой. В нескольких метрах от него уже установлена круговая опалубка под бетонирование портальной стены второго тоннеля, который будет сооружаться в параллельном направлении. В монтажно-щитовой камере на разработке котлована, укреплении его стен, подготовке щита к проходке задействованы около 60 строителей, в их распоряжении — два экскаватора, столько же подъемных кранов и другая техника.

 

 

Конструктивная готовность «Ковальской Слободы» наивысшая среди четырех станций Зеленолужской линии. Ограждающий периметр ее уже сократился вдвое. В считанных метрах от станции — стильное шестиэтажное здание для обслуживающего персонала. На поверхности «Ковальской Слободы» всего несколько бытовок, один козловой кран и два бетонных сооружения — входы. Основной фронт работ внизу — в распределительном зале, вестибюлях, на платформе и в тоннелях. Кирпичная кладка и штукатурка служебных помещений и торговых павильонов практически завершены. Общая температура на станционном комплексе не ниже 5 градусов. В нескольких местах, где установлены калориферы или тепловые пушки, плиточники укладывают на пол и стены керамогранит. В ряде комнат сантехники приступили к устройству вентиляционной системы. В правом тоннеле продолжается установка рельсо-блочной решетки, которая, в отличие от рельсо-шпальной, обладает повышенными виброгасящими свойствами. Шесть путейцев дружно подсыпают и утрамбовывают щебень под верхнее строение путей в оборотном для электропоездов тупике, на рельсах стоит мотовоз — технологический транспорт с емкостью под бетонную смесь. На некоторых стенах станции и тупика уже готовы крепления для монтажа разнообразных инженерных сетей. На узкой части платформы около путей керамогранит с обеих сторон отсутствует. Здесь планируется установка защитных экранов. Разработкой этого ноу-хау подземки занимается ОАО «Минскметропроект». Основной контингент тружеников на «Ковальской Слободе» — отделочники.
Небольшая в сравнении с другими демонтажно-щитовая камера на ул. Бобруйской, 9, тем не менее, впечатляет числом работников, техники и массивностью бетонированных стен.
 Очень сложный объект, — поясняет начальник производственно-технического отдела «Минскметростроя» Сергей Гречкин. — Много времени было потрачено на укрепление фундамента и самого здания университета, в котором продолжали работать сотрудники. Под ним сооружен пешеходный тоннель, он соединит платформенные участки станций «Вокзальная» и «Площадь Ленина». Ограждения бортов котлована в отличие, к примеру, от станции «Юбилейная площадь», возводились методом «стена в грунте». Немеханизированному щиту осталось уложить несколько колец, после чего его демонтируем и переместим в монтажно-щитовую камеру на ПК-48 за станцией «Ковальская Слобода».
Близлежащая станция «Вокзальная» — одно из сложнейших сооружений подземки. У нее трехэтажный уровень и пересадочный узел с двумя пешеходными тоннелями. Большая часть конструкций тут уже освоена. В центре станции еще открыты два проема для монтажа эскалаторов и траволаторов. В пешеходных тоннелях производится бетонирование фундамента под траволаторы, а также их отделка. После завершения проходки второго тоннеля в направлении «Юбилейной площади» весной сюда должен вернуться механизированный комплекс «Алеся». На утро 17 января им было смонтировано 720 колец, каждое шириной 1,4 метра. В ближайшие дни щит будет остановлен на плановый техосмотр и замену режущего инструмента. С вокзала «Алеся» направится в сторону «Ковальской Слободы», где предстоит проложить два тоннеля, каждый длиной 1 260 метров. С правой стороны от наземного вестибюля «Вокзальной» расположился весьма примечательный участок — рельсосварочный пост, где 25-метровые рельсы сваривают в длинные плети, которые затем доставляют и укладывают в тоннелях.
 Этот полуавтоматический аппарат выпущен в Украине еще в советские годы, — рассказывает электросварщик шестого разряда Игорь Шило. — За четверть века эксплуатации он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. За смену наше звено в составе 10 человек в среднем сваривает две-три плети длиной 75 или 100 метров. На один стык уходят всего три минуты, но львиную долю времени отнимает предварительный цикл: подвозка, установка, крепление, зачистка.
Рядом с администрацией Центрального района на ул. Мельникайте — еще одна камера съездов электропоездов. Ее залегание идентично находящейся неподалеку станции «Юбилейная площадь» — около 25 метров. Более глубоких котлованов в Минске в ближайшие годы не предвидится. Сверху люди и техника кажутся просто микроскопическими. Бетононасос на автомобильном шасси подает вниз бетонную смесь для сооружения лотка и иных конструкций. На этом объекте руководители «Минскметростроя» и его подразделений задержались дольше всего. А подвел черту под очередным объездом Зеленолужской линии метро и. о. гендиректора Аркадий Арутюнян.
 На «Юбилейной площади» (прессе там не удалось побывать), продолжаются работы по разработке грунта, укреплению котлована, а также подготовка под возведение монолитных конструкций станционного комплекса, — отметил А. Арутюнян. — На станции «Площадь Богушевича» также развернут масштабный фронт работ. Производятся разработка грунта и крепление котлована, ведется демонтаж обделки левого перегонного тоннеля. В общей сложности сегодня на возведении третьей линии подземки без учета трудовых и технических ресурсов подрядных организаций задействовано около двух тысяч метростроителей. Графики проведения монтажно-строительных работ на большинстве объектов соблюдаются и даже опережаются, есть и отстающие, но незначительно. Проблем с их финансированием нет, с обеспечением материалами, техникой — тоже. При необходимости арендуем ее, хотя преимущественно стараемся обходиться собственным парком техники. Главной и стратегической задачей развития предприятия на ближайшие годы являются основательная модернизация и внедрение в строительство прогрессивных технологий. Перспективным бизнес-планом развития также определено кардинальное обновление парка техники и оборудования. Так, в течение нынешнего года намерены провести тендер на приобретение еще одного механизированного проходческого комплекса. В планах предприятия на 2018 год — целенаправленное движение к завершению первой очереди третьей линии, а также расширение фронта работ по второй очереди в направлении улицы Кижеватова и кольцевой дороги. Они включают в себя подготовку территорий, перекладку инженерных сетей, строительство котлованов, станционных комплексов и притоннельных сооружений, возведение конструкций, проходку тоннелей и другие виды работ.

Константин Белоус