До выхода «Алеси» из тоннеля на станцию «Юбилейная площадь»
осталось менее 500 м

Корреспондента агентства «Минск-Новости» поинтересовался  положением дел на строящейся станции метрополитена «Вокзальная», а также наблюдал за работой проходческого щита «Алеся».     
На открытой строительной площадке станции «Вокзальная» третьей линии подземки немноголюдно. Работает только техника: краны, грузовики и экскаваторы. Основная часть строителей в помещениях станционного комплекса, в котлованах и тоннелях. С  портала  правого перегонного тоннеля  медленно выезжает дизелевоз с тележками и бадьями, доверху наполненными грунтом. Пока разгружается, в тоннель налегке за очередной порцией земли отправляется аналогичный «паровозик». В кабинете заместителя начальника участка № 6 первого тоннельного отряда Владимира Тузова  непрерывно  звонит мобильник.
-- В общей сложности при механизированном щите 80 человек, 20 -- на приеме грунта, материалов, плюс вспомогательный состав, 60 -- непосредственно на  обслуживании в тоннеле, -- рассказывает Владимир Александрович. -- Вахта четырех проходческих звеньев, в каждом 15 человек, по 12 часов. В выходные и праздники «Алеся» также задействована круглые сутки. На утро 1 февраля уже пройдено 1120 метров, смонтировано  800 колец. До выхода из тоннеля на станцию «Юбилейная площадь» осталось 479 метров или 342 кольца. Проходка идет в штатном режиме, без сбоев. За сутки устанавливаем  8-9 колец, что составляет до 12,6 метра. Производительность в  5-6 раз выше аналогичных немеханизированных собратьев. Без осложнений прошли под двумя действующими путепроводами, фундаменты которых укрепили в минувшем году.  Забой в основном  представлен песками различной крупности, гравиями, супесью (смесь песка с глиной). Уже проведены два трехдневных техосмотра и замена режущего инструмента. По регламенту предстоит еще одна остановка на 814 кольце. Если не будет форс-мажорных обстоятельств, завершить проходку планируем в апреле. Монолитное основание, в которое было уложено 350 кубических метров бетона, для выхода щита на «Юбилейке» уже готово. Затем предстоит разборка, транспортировка и монтаж на «Вокзальной», где его ожидает сооружение еще двух тоннелей более 1200 метров каждый, к соседней «Ковальской слободе».    

    
Вместе с Тузовым спускаемся в котлован. Башенный кран подает три тюбинга, они тут же устанавливаются на специальную тележку дизелевоза. Кстати, вес одного такого железобетонного изделия более 3-х тонн, в одном кольце их шесть, плюс скрепляющий замок в 0,8 тонны. Укладка одного кольца требует разработки 45 кубических метров грунта. За сутки с «Алеси» отгружается на поверхность до 500 м3 грунта, который потом вывозится на МАЗах. У основания самого тоннеля плюс 5 градусов, в забое, где функционирует «Алеся», температура доходит до 15-20. По вентиляционной трубе 1200мм диаметра, расположенной сверху, к щиту подается воздух. Справа на бетонной стене временные инженерные сети, предназначенные для подачи воды и электричества. На тюбингах ни одного подтека. 
--  Знали бы пассажиры, пролетающие за мгновение одно кольцо тоннеля, какими усилиями оно дается метростроителям. При плывунах монтаж его на немеханизированных щитах в некоторых местах отнимал до двух суток, -- в сердцах замечает Тузов.
По мере приближения к французскому исполину  гул работающих механизмов нарастает. Длина  механизированного комплекса, напомним,  около 96 метров, вес 550 тонн, диаметр 6 метров. Вдоль левого узкого проема несколько проходчиков, каждый занят своим делом. Вот, на узле для приемки раствора оператор нагнетает его по трубам за обделку. Это делается для того, чтобы за кольцом не было просадок грунта. Рядом с бункера в тележку выгружается грунт. Чуть подальше мощная гидравлическая «рука» производит монтаж кольца.  
-- Практически весь процесс работы «Алеси» механизирован, поэтому безопасен, -- поясняет Владимир Александрович. – Почти за два года эксплуатации, с 16 февраля 2016-го, не было сколь-нибудь серьезных происшествий. При сооружении первых 500 метров параллельного тоннеля  помогали и обучали наш персонал французские специалисты. В последующем обходились только собственными силами. Опыт эксплуатации позволяет справляться с графиком проходки.
Впереди находится массивная часть 50-тонного ротора, на лобовой части которого закреплен режущий грунт инструмент – шарожки, ковши и резцы. Но сейчас ротор остановлен. В закрытой  кабинке два специалиста, оператор и маркшейдер. Оба следят за мониторами, управляют рычажками и кнопками.  
-- Полгода уже на «Алесе», до этого трудился в СМУ №2 УП "МИНСКМЕТРОСТРОЙ"  на немеханизированном щите, -- говорит оператор Артем Щербань. -- Конечно, эти комплексы и близко несопоставимы. В мои обязанности входят наблюдение и управление параметрами функционирования «Алеси». Все они отражаются на мониторах. Нужно постоянно быть начеку и внимательным, работа очень ответственная.
Маркшейдер Светлана Столярчук занимается геодезическими измерениями и разметкой при строительстве подземных и иных сооружений. От ее профессионализма, в чем не приходится сомневаться, стаж в УП "МИНСКМЕТРОСТРОЙ"  уже 30 лет, зависит точность прокладки тоннеля. Сантиметровые отклонения этой чудо-техники допустимы, однако ее технологические возможности позволяют их избегать.
Обратный путь на «большую землю» занял куда меньше времени. Около бытовок интересуемся положением дел на самом станционном комплексе у заместителя начальника участка №7 первого тоннельного отряда Артема Желобковича.  
-- Из моего коллектива здесь лишь 20 человек, остальные 70 перебазировались на другой объект, на камеру съездов за «Юбилейной площадью», -- рассказывает Желобкович. – На платформенном участке «Вокзальной» монолитные работы почти закончены, готовы пол, стены и колонны. Здесь и в других помещениях уже трудятся метростроевские и субподрядчиков каменщики, штукатуры сантехники и электрики. Бетонирование конструкции открытого вестибюля тоже завершено, она частично оштукатурена, остались чистовая отделка и кровля, которая уже на 70 % уложена. В распределительном зале открыт небольшой участок, где будут монтироваться эскалаторы. Полным ходом идут строительные работы в двух пешеходных тоннелях, они соединят станцию с «Площадью Ленина». В левом из них теперь также демонтируется немеханизированный щит. В этих тоннелях, как известно, будут установлены траволаторы. В МЩК станции «Вокзальной» на младшем пикете  готовы и ложе и портал для проходки «Алеси». 
                 

Константин Белоус

"Ut wisi enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tation ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo consequat. Ut wisi enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tation ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo consequat..."
Minim Veniam, nostrud.com

"Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur..."
Lorem Ipsum, dolor.co.uk

"Ut wisi enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tation ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo consequat. Ut wisi enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tation ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo consequat..."
Minim Veniam, nostrud.com